Лосский Вл. Ник


Лосский Вл. Ник

ЛО́ССКИЙ Вл. Ник. (1903—58) — правосл. богослов, сын Н. Лосского. В раннем возрасте увлекся зап. средневековьем. Его преподавателями в Петерб. ун-те были И. Гревс, О. Добиаш-Рождественская, Л. Карсавин, пробудивший в нем интерес к Отцам Церкви. Высланный с семьей (массовая высылка интеллигенции в 1922) на Запад, Л. учился в Праге у Н. Кондакова, а с 1924 — в Сорбонне у Ф. Лота и Э. Жильсона, с к-рым оставался в тесных науч. и дружеств. отношениях до самой смерти. Он общался с передовой франц. интеллигенцией и именно по просьбе друзей писал тр. о православ. богословии. Однако гл. своей работой он считал изучение ср.-век. Запада и законч. перед самой смертью докт. дисс. о Майстере Экхарте (изд. посмертно с предисловием Э. Жильсона — Отрицательное богословие и познание Бога у Майстера Экхарта. Париж, 1960; на франц. яз.). Эта работа, с его т. зр., была лишь подготовкой к б. обширному и значит. тр. — сравнит. иссл. двух феноменов 14 в.: нем. мистики и афонского исихазма. В его представлении именно тр., посв. дух. реальностям Запада, способны открыть доступ православ. свидетельству, для чего надо извлечь из недр самого Запада родств. ему темы и реальности, к-рые выходят за обычные рамки рим. схоластики и догматики. Основа богословия Л. — патристич. наследие и апофатич. богословие "Ареопагитик". Л. всегда оставался в юрисдикции Моск. Патриархата, был близок к митр. Сергию (с 1943 — Патриарху). Он вступил в православ. Братство Св. Фотия (впоследствии его возглавил). Члены Братства стремились понять Божеств. Промысел православ. рассеяния среди зап. инославия и ответить на вопросы, что является глубочайшей сутью православия и в какой мере оно связано с опред. нац. культурой. Л. был деканом и проф. догматич. богословия Богослов. ин-та во имя Св. Дионисия Парижского, созд. после 2-й мир. войны. Курсы его лекций были изданы посмертно на франц., англ. и рус. языках. В 1935 по просьбе митр. Сергия Л. провел критич. богослов. анализ кн. С. Булгакова "Агнец Божий", на осн. к-рого митр. Сергий осудил нек-рые богослов. положения последнего. Сам Л. воспринимал свой анализ лишь как исполнение послушания, Братство же настояло на публ. текста (Спор о Софии. Париж, 1936). При этом Л. считал Булгакова, несмотря на нек-рые опасные, на его взгляд, уклоны мысли, самым выдающимся богословом нашего века. Всецело преданный Церкви и науке, Л. никогда не занимался политикой, не погружался в партийные споры рус. эмиграции, оставаясь при этом монархистом. Во время войны Л., стремясь попасть в действ. армию, пошел пешком через всю Францию, принял участие в движении Сопротивления, помогал спасать евреев. Л. был одним из наиб. глубоких свидетелей православия на Западе. Два его классич. тр. — "Очерк мистического богословия Восточной Церкви" и "Догматическое богословие" — изд. в пер. на рус. яз. в "Богословских трудах" (Сб. 8), а многочисл. статьи — в Моск. Патриархии за разл. годы (см. также "Богослов. труды", Сб. 14, 26).

Лит.: Ведерников А. В. Владимир Лосский и его богословие // Богослов. труды. 1972. Сб. 8. С. 215—230; Клеман О. Владимир Лосский, богослов Святого Духа // Вестн. Западноевроп. Экзархата. Париж, 1959. Т. 30/31. С. 137—206; Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991; Василий, архиеп. (Кривошеин). Памяти Лосского // Богослов. труды. Т. 26. С. 156—158.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Смотреть что такое "Лосский Вл. Ник" в других словарях:

  • Лосский Ник. Онуфриевич — (1870 1965) философ интуитивист, представитель персонализма, историк рус. философии. В 1922 выслан за границу. Жил в Чехословакии, Франции, США. Похоронен на рус. кладбище Сен Женевьев де Буа под Парижем. На формирование его системы повлияли идеи …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Лосский, Ник. Онуфриевич — философ, проф. В. ж. курс. и прив. доц. СПб. унив., р. 6 д. 1870 в м. Креславке, Витебск. губ., с. станов, прист. {Венгеров} …   Большая биографическая энциклопедия

  • БЫТИЕ — филос. понятие, обозначающее наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. Может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них теми или иными смысловыми… …   Философская энциклопедия

  • РАЗУМ —         см. Рассудок и разум. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. РАЗУМ …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.